«Семь из девяти кругов Ада по Данте» или внесение изменений в конструкцию транспортного средства

   Добрый день, уважаемые читатели!

   Как Вы знаете, все автовладельцы, которые хотят установить на машину дополнительное оборудование, либо внести иные технические изменения в конструкцию автомобиля, обязаны данные переделки зарегистрировать, иными словами - внести их в документы автомобиля т.е. в СТС (свидетельство о регистрации транспортного средства) и ПТС (паспорт транспортного средства).

   Правила внесения изменений в конструкцию находящихся в эксплуатации колесных транспортных средств и осуществления последующей проверки выполнения требований технического регламента Таможенного союза "О безопасности колесных транспортных средств", которые действуют с 1 июня 2019 года, регламентируют процедуру и дают ответы на вопросы, возникающие у автовладельцев.

   

Удостоверение категории спецтехники

   

   Я решил попробовать самостоятельно пройти все этапы процедуры и рассказать Вам о том, с чем пришлось столкнуться в процессе, какие «подводные камни» мне встретились и сколько данная процедура будет стоить «под ключ» по завершении.

   В качестве опытного образца решил взять свой личный автомобиль Mitsubishi L200 и попытаться на него установить и зарегистрировать фаркоп (прицепное устройство).

   Итак, начинаем …

   

Удостоверение категории спецтехники

   

   Все необходимые действия можно разделить на семь основных этапов, которые описаны в таблице ниже.

   Сразу хочу отметить, что в пункте 77 Технического регламента "О безопасности колесных транспортных средств" есть оговорка, которая позволяет не проходить проверку если изменения в конструкцию внесены серийно, то есть на заводе-изготовителе или если дополнительное оборудование предусмотрено в документах изготовителя на автомобиль, а документы на само оборудование указывают на то, что оно предназначено для транспортного средства указанной марки и модели.

   Ниже в таблице фигурирует такой ответственный орган как испытательная лаборатория – это организация (центр), аккредитованная в национальной системе аккредитации на оценку соответствия требованиям межгосударственного стандарта ГОСТ 33670-2015 "Автомобильные транспортные средства единичные. Методы экспертизы и испытаний для проведения оценки соответствия", включенная в единый реестр органов по оценке соответствия Евразийского экономического союза.

   

Удостоверение категории спецтехники

   

Круги Ада Ответственный орган Действо
1 Испытательная лаборатория Предоставьте автомобиль на предварительную экспертизу. По ее результатам Вам будет выдано заключение предварительной технической экспертизы на предмет возможности внесения изменений в конструкцию.
2 Орган ГИБДД Получите разрешение на внесение изменений в конструкцию ТС.
3 Автомастерская Внесите изменения в конструкцию автомобиля. Получите копии сертификатов соответствия на использованные составные части и предметы оборудования, запасные части или принадлежности.
4 Испытательная лаборатория Получите протокол проверки безопасности конструкции ТС после внесения изменений в конструкцию.
5 Станция проведения техосмотра Пройдите стандартную процедуру технического осмотра. По её результатам выдается диагностическая карта.
6 Орган ГИБДД Выдача свидетельства о соответствии ТС с внесенными в его конструкцию изменениями требованиям безопасности.
7 Орган ГИБДД Изменение регистрационных данных автомобиля, получение ПТС и свидетельства о регистрации с информацией о переделках.

Круг 1. Предварительная экспертиза

Предварительная техническая экспертиза проводится в испытательной лаборатории. По результатам этой экспертизы водитель должен получить заключение на предмет возможности внесения изменений, которое должно содержать:

  • данные уполномоченной организации;
  • дату оформления и номер;
  • данные транспортного средства;
  • предполагаемые изменения конструкции ТС;
  • оценку возможности таких изменений;
  • описание работ для внесения изменений и требования к используемым компонентам;
  • вывод о том, что ТС будет соответствовать требованиям безопасности после переделок;
  • список проверок, которые будут проводиться после изменения конструкции.

Заключение обычно на трех листах и чаще всего подписывается квалифицированной электронной цифровой подписью (ЭЦП).

На данном этапе мне повезло т.к. связавшись с менеджером испытательной лаборатории мне не потребовалось ехать с личным визитом, а удалось все решить дистанционно, предоставив по электронной почте необходимые скан-копии: личного паспорта, СТС, ПТС и СНИЛС.

Стоимость Заключения составила 5000 рублей.

Заключение предварительной технической экспертизы

Круг 2. Получение разрешения ГИБДД на изменение конструкции

Для получения разрешения потребовалось предоставить в ГИБДД заполненное заявление, личный паспорт, заключение предварительной экспертизы, полученное на первом круге. Отмечу, что на данном этапе показывать автомобиль не потребовалось.

После проверки документов ГИБДД выдало разрешение на изменение конструкции. Как видно на изображениях титульный лист заявления заполняется собственноручно, а на обороте проставляются отметки сотрудниками ГИБДД.

На стенде информации при ожидании выдачи Разрешения был обозначен ряд причин, по которым в выдаче разрешения может быть отказано:

  • представлены не все документы;
  • документы не соответствуют требованиям законодательства, содержат недостоверную информации, являются поддельными или утраченными;
  • заключение выдано организацией, которая не имеет аккредитации или не внесена в реестр;
  • в заключении имеются сведения, противоречащие требованиям безопасности;
  • заключение отсутствует в специальном реестре (данный пункт действует с 1 февраля 2021 года);
  • на автомобиль наложен запрет на регистрационные действия;
  • заключение предполагает одну из следующих переделок:
    • уничтожение номера кузова (VIN), рамы, кабины или шасси;
    • увеличение разрешенной максимальной массы или базы, если нет одобрения типа ТС с такими характеристиками;
    • замена кузова, кабины или шасси на элемент, не предусмотренный маркой автомобиля;
    • установка подъемного механизма на грузовик, если этот механизм не прошел оценку соответствия в составе грузовика той же модели.

Стоимость (госпошлина) составила 800 рублей.

Разрешение ГИБДД на изменение конструкции
Разрешение ГИБДД на изменение конструкции

Круг 3. Изменение конструкции

Изменения, на которые получил разрешение ГИБДД, я вносил в автосервисе, но можно это сделать и самостоятельно.

Тут есть единственное исключение - установка газобалонного оборудования (ГБО). При установке ГБО требуется оформление специальной декларации: декларация производителя работ по установке на транспортное средство оборудования для питания двигателя газообразным топливом (в случае монтажа на транспортное средство оборудования для питания двигателя газообразным топливом), соответствующая требованиям к ее содержанию согласно приложению №2 (далее - декларация);
Такую декларацию можно получить только в автосервисе, поэтому самостоятельно установить ГБО нельзя.

Примечание. Прочие работы можно выполнить как в сервисе, так и самостоятельно. Для них оформление дополнительных документов не требуется. Однако в любом случае нужно сохранить сертификаты или декларации (Изображения) соответствия для использованных составных частей.

Покупка и установка фаркопа обошлась в 17900 рублей.

Внесение изменений в конструкцию транспортного средства Внесение изменений в конструкцию транспортного средства
Внесение изменений в конструкцию транспортного средства Внесение изменений в конструкцию транспортного средства

Круг 4. Получение протокола проверки безопасности конструкции

Чтобы получить протокол я еще раз обратился в испытательную лабораторию. На данном этапе предоставлять автомобиль на осмотр обязательно т.к. для получения протокола проверки безопасности конструкции ТС проводятся тесты установленного оборудования, фото- и видео- фиксация как самого автомобиля, так и установленных элементов. Стоит отметить, что масса автомобиля увеличилась, за счет установки ТСУ, эти изменения будут отражены в СТС.

Протокол должен содержать следующую информацию:

  • данные уполномоченной организации;
  • дату оформления и номер;
  • данные транспортного средства;
  • подтверждение обязательной сертификации или декларирования соответствия для установленного оборудования;
  • подтверждение выполнения требований приложения №9 к ТР ТС "О безопасности колесных транспортных средств";
  • при установке ГБО - подтверждение наличия паспортов на каждый баллон;
  • итоги проверки изменений конструкции;
  • вывод о том, что безопасность ТС соответствует требованиям законодательства.

Услуга стоила мне 6500 рублей.

Протокол проверки безопасности конструкции Протокол проверки безопасности конструкции

Круг 5. Технический осмотр

Требуется пройти стандартную процедуру технического осмотра в любом пункте ТО, где дополнительно на техосмотр нужно взять:

  • разрешение на внесение изменений в конструкцию (выдано ГИБДД на Круге 2);
  • протокол проверки безопасности конструкции транспортного средства (выдан испытательной лабораторией на Круге 4).

Стоимость для моего региона составила 770 рублей.

Стоимость предельного размера платы за проведение технического осмотра
Диагностическая карта Диагностическая карта

Круг 6. Получение свидетельства в ГИБДД

На данном этапе необходимо получить свидетельство о соответствии транспортного средства с внесенными в его конструкцию изменениями требованиям безопасности в ГИБДД нужно предоставить сам автомобиль и следующие документы:

  • заявление;
  • паспорт водителя;
  • доверенность, если в ГИБДД обращается доверенное лицо;
  • при установке ГБО - декларацию автосервиса (круг 3);
  • протокол проверки безопасности (круг 5);
  • копию документа об оплате госпошлины (800 рублей);
  • разрешение ГИБДД (круг 2).

После этого сотрудники ГИБДД осматривают автомобиль, проверяют документы и выдают водителю свидетельство. В моем случае потребовалось ждать три дня с момента предоставления документов до выдачи свидетельства. Сотрудник ГИБДД выдал мне копию Заявления на случай, если меня остановят на дороге сотрудники ГИБДД и попросят предъявить основание для переоборудования.

Отмечу, что в выдаче свидетельства отказывают в следующих случаях:

  • представлены не все документы;
  • документы не соответствуют требованиям законодательства, содержат недостоверную информации, являются поддельными или утраченными;
  • протокол выдан организацией (лабораторией), которая не имеет аккредитации или не внесена в реестр;
  • протокол отсутствует в специальном реестре (данный пункт действует с 1 февраля 2021 года);
  • отсутствуют сведения о техосмотре;
  • транспортное средство, его агрегаты, документы или номера находятся в розыске;
  • на автомобиль наложен запрет на регистрационные действия;
  • автомобиль не предоставлен на осмотр;
  • номер двигателя или кузова не читается или имеет признаки подделки;
  • фактические изменения не соответствуют тем, которые указаны в разрешении.

Свидетельство соответствия транспортного средства с внесенными в его конструкцию изменениями требованиям безопасности
Свидетельство соответствия транспортного средства с внесенными в его конструкцию изменениями требованиям безопасности

Круг 7. Регистрация в ГИБДД

И вот последний этап для создания легитимности изменений в конструкции - это визит в ГИБДД для внесения изменений в регистрационные документы (ПТС и свидетельство о регистрации). Сделать это нужно в течение 10 дней с момента получения свидетельства (на Кругу 6).

Дополнительно при регистрации потребуется только свидетельство, выданное на предыдущем Кругу и показать автомобиль.

Следует отметить, что даже если свидетельство о соответствии требованиям безопасности выдано несколько лет назад и Вам кажется, что оно устарело, имеет смысл обратиться с ним в ГИБДД. В большинстве случаев, ГИБДД рассматривает такие документы.

После получения нового свидетельства о регистрации ТС (а также отметки в ПТС) Вы можете спокойно эксплуатировать автомобиль и не опасаться штрафов за изменение конструкции.

Mitsubishi L200

Стоимость внесения записи в СТС и ПТС: 800 рублей.

Обратите внимание, на крыше моего автомобиля установлены: багажный бокс, крепление для перевозки велосипеда и багажная корзина. Все эти элементы, согласно мануалу для каждого приспособления, монтируются на поперечины.

Данные приспособления также можно внести в конструкцию автомобиля, по той же схеме, но в таком случае без них эксплуатация автомобиля будет запрещена.

Согласно компетентным комментариям сотрудников испытательной лаборатории, также должностных лиц ГИБДД: «…данные приспособления – универсальны, предназначены для перевозки грузов, а монтаж осуществлен на поперечины, сертифицированные для монтажа по типу крепления данного транспортного средства (в моем случае – крепления на рейлинги и захват за дверной проем)…», также указали на необходимость возить с собой и предоставлять по требованию сотрудников ГИБДД на дороге именно документы на поперечины.

Mitsubishi L200

Итог…

После внесения изменений в ПТС и СТС появится идентичная запись в строке «Особые отметки», которая позволяет законно кататься на автомобиле с отмеченными конструктивными изменениями.

Особые отметки

Дополнительно и в помощь …

Естественно, после установки и придания законности прицепному устройству, встал вопрос о покупке прицепа. Из ПДД мы с Вами знаем, что категория «В» водительских прав дает право управлять автомобилем с «…прицепом, разрешенная максимальная масса которого не превышает 750 килограммов;

автомобили категории "B", сцепленные с прицепом,разрешенная максимальная масса которого превышает 750 килограммов, но не превышает массы автомобиля без нагрузки, при условии, что общая разрешенная максимальная масса такого состава транспортных средств не превышает 3500 килограммов…»

Нехитрая арифметика складывания максимальной массы моего автомобиля - 2850 кг и предполагаемого прицепа - 750 кг дала в сумме вес транспортной единицы (авто и прицеп) равный 3600 кг, что превышает допустимое значение согласно норме выше из 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения». Как оказалось, на дороге не редки случаи подобной арифметики со стороны инспекторов ГИБДД, где при превышении применяются санкции.

Поделившись данной болью со своим коллегой, который когда-то столкнулся с подобной ситуацией. Он поделился со мной одним документом, который прямо указывает на то, что если автомобиль категории «В» сцеплен с прицепом разрешенной максимальной массой до 750 кг, то даже если суммарная масса превышает 3500 кг, для привлечения к административной ответственности Вас нет оснований.

Текст с реквизитами данного письма я скопировал, распечатал, вложил в документы и теперь вожу всегда с собой, для того чтобы иметь возможность оспорить доводы арифметики инспекторов на дороге. Чего и Вам рекомендую сделать.

Письмо МВД России от 2 февраля 2009 г. N 13/5-16 О разрешении управления транспортными средствами категории "В", "С" или "D" при наличии прицепа

В настоящее время участились обращения граждан в Департамент ОБДД МВД России о неправомерном привлечении их к административной ответственности за управление составом транспортных средств, включающим автомобиль категории "В" и прицеп, разрешенная максимальная мас са которого не превышает 750 кг, в случаях, когда общая разрешенная максимальная масса такого состава превышает 3500 кг, без разрешенной категории "Е" в водительском удостоверении.
В целях недопущения подобных фактов при применении административного законодательства разъясняю следующее.
Пункт 8 Правил сдачи квалификационных экзаменов и выдачи водительских удостоверений, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15 декабря 1999 г. N 1396, применяется исключительно в случаях, когда разрешенная максимальная масса прицепа превышает 750 кг. В случае, когда разрешенная максимальная масса прицепа не превышает 750 кг, применяется пункт 7 указанных Правил.
Таким образом, водители, имеющие право управления транспортными средствами категории "В", "С" или "D", могут управлять ими также при наличии прицепа, разрешенная максимальная масса которого не превышает 750 кг, независимо от общей разрешенной максимальной массы такого состава транспортных средств.
Данное толкование полностью соответствует положению Конвенции о дорожном движении (Вена, 8 ноября, 1968 года), согласно которому автомобиль категории "В" может буксировать легкий прицеп (разрешенная максимальная масса которого не превышает 750 кг); он может также буксировать прицеп, разрешенная максимальная масса которого превышает 750 кг, но не превышает массы автомобиля без нагрузки, если общая разрешенная максимальная масса такого состава не превышает 3500 кг.
Данные разъяснения довести до сведения сотрудников Госавтоинспекции с принятием зачетов по применению указанных положений нормативных правовых актов.

Главный государственный инспектор
безопасности дорожного движения
Российской Федерации
генерал-лейтенант милиции



В.Н. Кирьянов

 

 

Назад →

Чат с менеджером