2000-2020 ПОЗИТИВНАЯ ДИНАМИКА
Как Вы знаете, данные о дорожно-транспортных происшествиях аккумулируют ГИБДД МВД РФ, Росстат и Минсоцздравразвития России. В связи с тем, что каждое ведомство различно во мнении об определении что такое ДТП, данные могут разниться. Иными словами, по этой причине у каждого ведомства получается немного разная статистика (в т.ч. до нескольких тысяч погибших в год). Вне зависимости от этого обстоятельства, в масштабе десятилетий общий тренд при анализе по каждому ведомству с небольшой погрешностью соответствуют друг другу.
Также отметим, что в официальной статистике учитываются только те ДТП, в которых пострадали люди.
При проведении анализа в первую очередь учитывались данные официального статистического источника ГИБДД МВД РФ.
На перспективу важно освятить тот факт, что с 1 января 2021г. вводят поправки по учету ДТП, но общей статистической базы пока создано не будет.
Год |
ДТП |
Погибло |
Ранено |
Кол-во машин, млн |
Население, млн |
Погибших на 100 тыс. населения |
2000 |
157495 |
29594 |
179401 |
24,9 |
146,6 |
20,2 |
2001 |
164401 |
30916 |
187790 |
25,8 |
146 |
21,2 |
2002 |
184360 |
33243 |
215678 |
27,2 |
145,3 |
22,9 |
2003 |
204267 |
35602 |
243919 |
28,2 |
144,6 |
24,6 |
2004 |
208558 |
34506 |
251386 |
29,1 |
144,1 |
24 |
2005 |
223342 |
33957 |
274864 |
30,5 |
143,5 |
23,7 |
2006 |
229140 |
32724 |
285362 |
31,8 |
143 |
22,9 |
2007 |
233809 |
33308 |
292206 |
34,7 |
142,8 |
23,3 |
2008 |
218322 |
29936 |
270883 |
37,4 |
142,7 |
21 |
2009 |
203603 |
26084 |
257034 |
38,5 |
142,8 |
18,3 |
2010 |
199431 |
26567 |
250635 |
39,9 |
142,8 |
18,6 |
2011 |
199868 |
27953 |
251849 |
42,1 |
143 |
19,6 |
2012 |
203597 |
27991 |
258617 |
44,7 |
143,2 |
19,5 |
2013 |
204068 |
27025 |
258437 |
47,6 |
143,5 |
18,8 |
2014 |
199720 |
26963 |
251785 |
49,8 |
146,1 |
18,5 |
2015 |
184000 |
23114 |
231197 |
50,7 |
146,4 |
15,8 |
2016 |
173700 |
20308 |
221140 |
51,6 |
146,7 |
13,8 |
2017 |
169432 |
19088 |
215374 |
53,5 |
146,8 |
13 |
2018 |
168099 |
18214 |
214853 |
54,1 |
146,8 |
12,4 |
2019 |
164358 |
16981 |
210877 |
55,1 |
146,8 |
11,6 |
2020 |
145073 |
16152 |
183040 |
56,2 |
|
|
ТРЕНД |
 |
 |
 |
 |
 |
 |
Как видно из таблицы предыдущего слайда, при общем двукратном росте количества автомобилей, участвующих в дорожном движении, показатели смертности сократились вдвое, а значения количества раненых и общего количества дорожно-транспортных происшествий остается практически неизменным.
Важно учесть, что волновая тенденция показателей тесно коррелирует с периодами государственных экспансий по профилактике ДТП. При детальном рассмотрении, можно отметить влияние реализации программ Правительства РФ:
- Постановление Правительства РФ от 20 февраля 2006 г. N 100 "О федеральной целевой программе "Повышение безопасности дорожного движения в 2006 - 2012 годах"
- Постановление Правительства РФ от 3 октября 2013 г. N 864
- "О федеральной целевой программе "Повышение безопасности дорожного движения в 2013 - 2020 годах"
- Паспорт национального проекта "Безопасные и качественные автомобильные дороги" (утв. президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам (протокол от 24 декабря 2018 г. N 15)) на период 2018-2024 гг.

Если выделить и визуализировать тренды (по принципу: рост-стабильно-спад) основных характеризующих периодов динамики количественного показателя дорожно-транспортных происшествий, то общая картина за период 2000-2020 гг. будет выглядеть следующим образом:
Характеризующие периоды динамики числа ДТП: |
Фактические или прогнозные данные |
ТРЕНД |
Динамика: рост, стабильно или спад |
2000-2007 |
факт.данные: |
 |
рост |
2007-2010 |
факт.данные: |
 |
спад |
2010-2014 |
факт.данные: |
 |
стабильно |
2014-2017 |
факт.данные: |
 |
спад |
2017-2019 |
факт.данные: |
 |
стабильно |
2019-2020 |
факт.данные: |
 |
спад |
2020-2022 |
прогноз: |
 |
спад или стабильно |
Таким образом, предположительный ожидаемый государством тренд развития на период 2020-2022 гг. – стабильная ситуация или спад количества дорожно-транспортных происшествий.
Но заглянув в статистическую сводку 2021 года, мы увидим менее оптимистичные данные…
ПОКАЗАТЕЛИ ДТП В 2021
Официальные данные ГИБДД МВД РФ говорят нам, что по количеству дорожно-транспортных происшествий, в которых погибли и/или ранены люди, наблюдается стабильный рост.
КАРТА КОНЦЕНТРАЦИИ ДТП 2021
Как обычно, концентрация ДТП – города «миллионники», региональные центры и крупные населенные пункты.
КАРТА ПО РЕГИОНАМ 2021
В разрезе субъектов Российской Федерации, появление «красных» очагов роста дорожно-транспортных происшествий, в которых погибли люди – звонок для законодателя и контролирующих органов, чтобы принять меры по стабилизации ситуации.
ВЫВОДЫ И РЕКОМЕНДАЦИИ
В связи с текущим обострением аварийности на дорогах России велика вероятность ужесточения действующего законодательства в области дорожного движения.
Учитывая комплексный подход государства, возможные нововведения коснуться физических лиц (водители, пассажиры, пешеходы), юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (осуществляющие перевозку грузов и пассажиров, имеющие в своем составе объекты транспортной инфраструктуры и транспортные средства), федеральных и органы власти субъектов (в части нормативных и регламентирующих актов и регламентов деятельности в области безопасности дорожного движения и смежных направлениях), также участников рынка, оказывающих услуги по проверке технического состояния транспортных средств, испытательных лабораторий, учебных центров транспортного образования и других.
Настоятельная рекомендация:
- приложить максимум усилий в своей части, для улучшения ситуации в области безопасности дорожного движения,
- стараться работать на упреждение негативных последствий, принимая превентивные меры,
- выполнять требования законодательных и иных нормативных актов на уровне превышающем минимальные требования, с целью иметь «буфер», на случай ужесточения действующего законодательства.
Помните, основываясь на опыте и единогласной оценке ситуации, на текущий момент действующим принципом российского законодательства можно с уверенностью считать – «Наказание за совершенное правонарушение, а не предупреждение его совершения!»
С Уважением,
Команда АНО ДПО «ОНМЦ» и ООО ЦТО «МИР»